Писатель, публицист, инженер-изыскатель, строитель железных дорог, путешественник, видный общественный деятель, один из основателей г. Тайга. Родился в Санкт - Петербурге в семье богатого дворянина. Настоящая фамилия - Михайловский, литературный псевдоним - Н. Гарин.
Возникновением своим станция Тайга целиком и полностью обязана началу прокладки Великого Сибирского рельсового пути, на котором ей была определена роль узловой станции. Именно по проекту Николая Георгиевича Гарина-Михайловского в этом месте таежного перешейка, соединяющего южные и северные леса, требовалось соорудить станцию, от которой должно было потянуться к Томску ответвление Великой Сибирской железной дороги.
Пройдут годы, Гарин-Михайловский, проезжая мимо Тайги 18 июля 1898 года, запишет в дневнике кругосветного путешествия: «Вот и станция Тайга, откуда ветка идет на Томск. Заведуя в этом районе участком сибирских изысканий, я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, ограничившись веткой к нему. Но дело в том, что ветка вышла короче удлинения магистрали, если бы она прошла через Томск…». Когда человек в такой дальней дороге, какая только может быть на земле, вдруг пишет: «Вот и...», - значит, он по каким-то причинам ждал этого места, думал о встрече с ним. Для Гарина-Михайловского это было действительно так - здесь он мужественно выдержал изнурительную борьбу за свой вариант.
Еще в юности, писатель Владимир Алексеевич Чивилихин, чьи детские и юношеские годы прошли на станции Тайга - выяснил, что зарождение поселка связано, хоть и косвенно с именем «…интересного, большого, необыкновенно талантливого человека, а через него, косвенно, с историей русской культуры…» - писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Тепло вдохновенно писал о нем один из его современников — Александр Куприн: «Этот человек провел яркую ...жизнь. Он - то бывал миллионером, то сидел без копейки денег, в долгах. Он исколесил всю Россию, участвовал в сотнях предприятий, богател, разорялся и повсюду оставлял золотые следы: своей необузданной кипящей мысли...». Савва Морозов говорил о Н. Гарине-Михайловском: «Талантлив был, во все стороны талантлив! Даже инженерскую тужурку свою талантливо носил».
Но часто, очень часто среди этих жизненных перемен он мечтал со вздохом о том, «какое было бы для него счастие, если бы он мог наверняка развязаться со всеми делами, проектами и постройками и отдаться целиком единственному любимому делу – литературе. Ее одну он любил всей своей душой, любил с трогательной нежностью, скромно и почтительно».
Писатель К.И. Чуковский отмечал в нем «никогда не угасавший живой интерес к хозяйственному устроению России, к русской экономике и технике». «Про меня говорят, - писал Николай Георгиевич жене, - что я чудеса делаю, и смотрят на меня большущими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию». Он искренне мечтал о времени, когда Россия покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как работать во славу России, приносить «не воображаемую, а действительную пользу». Сооружение железных дорог он рассматривал как необходимое условие развития экономики, расцвета и могущества своей страны. Учитывая недостаток средств, отпускаемых казной, он настойчиво выступал за удешевление постройки дорог за счет разработки выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.
В 1891 году Михайловский возглавил на Транссибе изыскательскую партию, проходившую по территории теперешней Новосибирской и северной части Кемеровской областей. Работы велись не на гладкой, «как стол, степи», а в безлюдных таежных дебрях. В этих местах, где железной дороге предстояло пересечь три реки - Обь, Томь и Яю, - команде Михайловского нужно было найти оптимальное решение для строительства моста. Первоначально рассматривались два варианта - у села Колывань или в Дубровино. Оба считались вполне пригодными: здесь ветка до Томска существенно спрямлялась, к тому же железнодорожный узел находился бы прямо на линии Московского гужевого тракта. Томские купцы имели все основания надеяться, что мост перекинут рядом с их городом, даже предлагали Михайловскому огромную взятку, которую тот отверг. Михайловский же продолжал искать наиболее узкое место разлива Оби, с устойчивым береговым грунтом, и, в конце концов, нашел его в глухом бору в селе Кривощеково. Именно тут и воздвигли мост, рядом с которым вырос современный Новосибирск. Он видел плодотворные результаты своих трудов. Пересекая Обь во время кругосветного путешествия, радовался: «Изменение первоначального проекта - моя заслуга, и я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне ставший в 91 году поселок, называвшийся Новой Деревней. Теперь это уже целый городок...».
В середине XX века русский инженер был официально признан и основателем города Тайга. В.А. Чивилихин писал: «Родную мою станцию Гарин-Михайловский так и назвал «Таежной», и под этим именем она прошла через нижайшее ходатайство Томской городской думы 1896 года о строительстве к губернскому городу ветки, и даже через последующее Высочайшее, то есть царское, утверждение сего победоносного для Гарина-Михайловского проекта. Однако в 1903 году инициатор необыкновенной инженерной эпопеи, проезжая мимо, называет станцию уже «Тайгой» - за эти годы где-то, и кто-то упростил-укоротил первоначальное ее название, и на добро - видно, человек этот со вкусом и слухом был».
На литературное поприще Н.Г. Михайловский вступил в 1892 году, имевшей успех повестью «Детство Темы» и рассказом «Несколько лет в деревне». Как писатель он выступал под псевдонимом Н.Гарин.
Исколесив всю Сибирь, Н.Г. Гарин-Михайловский не мог обойти сибирскую тематику. В своих произведениях писатель показал типичные для России конца XIX века явления, связанные с бурным ростом капитализма и расслоением крестьян, а также отразил наиболее характерные черты русского национального характера – прежде всего трудолюбие, стремление к правде, свободе и справедливости. Сибирская эпопея Н.Г. Гарина-Михайловского, занявшая полгода изысканий и потом ещё полтора года борьбы, была, если судить по краткости времени, лишь эпизодом в его насыщенной жизни. Но это был высший взлёт, вершина его инженерной деятельности – по дальновидности расчётов, по неопровержимости принципиальной позиции, по упорству борьбы за оптимальный вариант и – по историческим результатам
С середины 90 - годов 19 в. Николай Георгиевич участвовал в организации первой легальной марксистской газеты "Самарский вестник", журналов "Начало" и "Жизнь", входил в редакцию большевистского "Вестника жизни". Он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу, в частности "Искру". В годы первой русской революции через A.M. Горького передавал крупные суммы в партийную кассу. В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии как военный корреспондент, Николай Георгиевич участвовал в работе по распространению в армии революционно-пропагандистских изданий. Не случайно с 1896 года за ним устанавливается строжайший негласный надзор, который продолжался до его кончины. Скончался он скоропостижно на 54 году жизни, будучи в расцвете сил и замыслов. Это произошло в Петербурге во время заседания в редакции журнала «Вестник жизни» - не выдержало сердце. Прах его покоится на Литераторских мостках Волкова кладбищав города С-Петербург.