К указателям

Николаева

Татьяна Николаевна

Населенный пункт:
г.Новокузнецк

Годы жизни:
27.12.1956-31.03.2021

    Поэт, прозаик, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза писателей России (2007 г.). Руководитель городской литературной студии «Мастер-круг» (2008-2014 гг.). Член Творческого совета журнала «После 12». Публиковалась также под фамилиями Карманова, Соколаева. 

    Родилась в Семипалатинске (Казахстан), в семье офицера Советской армии, который проходил службу на военном полигоне. До 1973 года училась в разных школах страны и за рубежом. Помнит гарнизоны Казахстана, Уссурийского края, Сахалина, Прикарпатья, Германии. Окончила школу в Германии.

    Приехав в Новокузнецк в 1973 году, поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков. Через некоторое время бросила учёбу, увлеклась толстовством и пошла работать санитаркой в больницу. Татьяна Николаева поменяла много сфер деятельности. Была почтальоном, художником-оформителем на заводе, бутафором в театре кукол, поварихой в геологоразведке, техником-картографом, руководителем кружка декоративно-прикладного искусства в Доме пионеров, художником-оформителем, преподавателем в швейном училище.

    Пять лет прожила в Свято-Серафимо-Покровском женском монастыре города Ленинска-Кузнецкого. Тогда он только строился. Среди первых братьев и сестёр, приехавших к отцу Сергию, которого послали из Новокузнецка возводить там монастырь, была и Татьяна с маленькой дочкой Марией на руках. Она приняла святое крещение в тридцать лет. Освоила церковное шитье и получила благословление на вышивку икон. Вернулась Татьяна Николаева в Новокузнецк, когда дочери пора было идти в школу.

     Стихи писала ещё в школьные годы, а печататься впервые начала в конце 70-х годов. Знаменательной для Татьяны была встреча с творчеством поэта Александра Ибрагимова. В 1973 году юная поэтесса купила в киоске на вокзале литературный альманах «Огни Кузбасса» и прочитала в нем стихи Ибрагимова, который впоследствии стал для нее путеводной звездой. Александр Ибрагимов помогал, по словам Татьяны, «отделить ее как просто писаку от поэта». Он принял «большое сердечное участие в сборнике» её стихов и даже приехал специально из Кемерова на презентацию новой книги.

    В 80-е годы стала ездить и в литературную студию «Притомье» в Кемерово, там же обсуждались её рукописи. Первые публикации в газетах и альманахе «Огни Кузбасса» появились после обсуждения на областном семинаре молодых литераторов в 1980 году.

Татьяна Николаева была одним из ярких представителей новокузнецкого литературного объединения «Гренада» 80-х. Тогда студией руководил Евгений Богданов. Когда Богданов уехал в Кемерово, Николаева осталась руководителем студии (с 1984 по 1988 годы).

    Вернувшись из монастыря, Татьяна Николаева некоторое время ездила в кемеровскую мастерскую «АЗ», которую вёл поэт Александр Ибрагимов. Он советовал ей вновь воссоздать поэтический круг в Новокузнецке. И в 2008 году бывшие гренадеры (она, Станислав Долгов, Владимир Угрюмов, Сергей Озеров и другие) пригласили интересных молодых поэтов и организовали литературную студию «Мастер-круг». Сначала собирались в Сибирском индустриальном университете, потом в библиотеке имени Гоголя. Поэты студии принимали участие в городских фестивалях, концертах, музыкальных кафе, а также успешно показали себя на поэтическом форуме поэтов Кузбасса «Во весь голос» в Кемерове в мае 2011 года. Новокузнецк представляли поэты «Мастер-круга» Руслан Сидоров (стал победителем поэтического конкурса и завоевал пожизненное звание «Мастер-Май») и Татьяна Николаева. Студия существовала по 2014 год.

    Счастливое знакомство с Ольгой Михайловной Галыгиной, руководителем галереи «Сибирское искусство», помогло Татьяне Николаевой в 2004 году издать первый сборник стихов «Где ты, потомок первого?». Это был совместный проект с Еленой Башариной, известной кузбасской художницей, нарисовавшей чудесные иллюстрации (издательский шедевр галереи «Сибирское искусство»). Стихи и размышления-откровения поэта чередовались с прозрачной, невесомой графикой Елены Башариной. В 2006 году Ольга Галыгина руководила выпуском сборника Татьяны Николаевой «Клочок обетованный».

     В 2008 году, в Центральной городской библиотеке им. Н. В. Гоголя (Новокузнецк) состоялась презентация первого Новокузнецкого литературного альманаха. Автором издательского проекта стала Татьяна Николаева, она же возглавила редакционный совет. Альманах объединил творчество шестидесяти разных авторов: поэтов и прозаиков.

     Стихи Татьяны Николаевой публиковались в коллективных сборниках: «Собор стихов» (Кемерово, 2003), «День поэзии: Фёдоровские чтения в Марьевке» (Кемерово, 2008), «Русская сибирская поэзия. Антология XX век» (Кемерово, 2008), «Допеть до конца : коллектив. сб. участников лит. объединения «Гренада» (Новокузнецк, 2011), «Шахтёрская доля такая… : стихотворения о шахтерах Кузбасса» (Кемерово, 2012), «Церковный год в стихах поэтов земли Кузнецкой» (Кемерово, 2013), «Энциклопедия писателей Кузбасса» (Новокузнецк, 2014), «Ради жизни на земле. Кузнецкий автограф» (Новокузнецк, 2015), «Солнцестояние : стихи кузбасских поэтов» (выпуски: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», Кемерово, 2015) и др.

      Она печаталась в журналах и альманахах: «Москва», «Молодая гвардия» (Москва), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Начало века» (Томск), кемеровских «После 12» и «Огни Кузбасса», новокузнецких «Кузнецкая крепость», «Союз писателей», «Ради жизни на земле. Кузнецкий автограф», «Новокузнецкий литературный альманах», «Наш город Новокузнецк», газетах «Комсомолец Кузбасса», «Металлург», «Сельская правда», «За кадры», «Франт», «Кузнецкий рабочий».

      В 2015 году как редактор и художник участвовала в издании сборника Сергея Ерофеева «Анданте для комуса и струнных» (Кемерово).

      В 2018 году президент новокузнецкого клуба любителей фантастики «Контакт» Николай Калашников издал сборник Татьяны Николаевой «Реминисценции».

            Награды Татьяны Николаевой.

- 2005 год - ежегодный конкурс «Душа прикоснулась к душе» газеты «Литературная Россия», посвященный памяти русского поэта Юрия Кузнецова. Стихи Татьяны Николаевой «Я не просила сладости у Бога» вошли в число отобранных 32-х лучших произведений и вошли коллективный сборник стихов и рассказов о любви «Душа прикоснулась к душе».

- 2009 год – лауреат областной выставки-конкурса «Вышитая картина» в номинации «Вышитая икона» («Царские врата»).

- 2010 год – лауреат премии журнала «Огни Кузбасса» за 2010 год в области поэзии.

- 2012 год - Почетная грамота Коллегии Администрации Кемеровской области за вклад в сохранение и развитие литературного творчества Кузбасса.

- 2015 год – литературная премия «Энергия творчества», учрежденная кузбасским филиалом ООО «Сибирская генерирующая компания» (вручена 24 декабря 2015). Поощрительная премия.

    В сфере творческих занятий Татьяны Николаевой, кроме литературы, - графика, живопись, скульптура, резьба по дереву, изготовление кукол, моделирование и пошив одежды. Татьяна раскрывает себя через синтез разных искусств: лирики, живописи и графики, декоративно-прикладного искусства (создание кукол, резьба по дереву, бересте), вышивку икон, и даже дизайн одежды.

     В монастыре изготавливала алтарное облачение, богослужебные ризы, подрясники, рясы, достигла особого мастерства в вышивке икон. Нашла свой стиль, отличный от техники «лицевого шитья», в котором и работает до сих пор. Создает вышитые иконы, ее стиль можно назвать «живопись нитками». Образы Христа, Богоматери, Святых основаны на канонической иконографии. Вышивает иконы в полном соответствии с православными канонами.

    В галерее «Сибирское искусство» в 2003 году открылась первая персональная выставка икон, вышитых Татьяной Николаевой. Участвовала в художественных выставках областных (Прокопьевск, 2009; Новокузнецк, 2006) и др. Основные работы: «Плащаница Богоматери» (2015), «Плащаница Пресвятой Богородицы» (2015), «Костница» (2012), «Успение Богоматери» (2007), «Царственные мученики» (2006), «Никола Можайский» (2006).

    Произведения Татьяны Николаевой находятся в частных коллекциях России, США, Украины, Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Китая.

    Татьяна Николаева была представлена на фотовыставке «В мастерской художника» среди десяти новокузнецких художников, которая проходила в рамках Всесибирского художественного проекта «100 художников Сибири» (Дом Творческих Союзов) и вошла в профессиональный справочник современного искусства Сибири, изданный в Красноярске в 2017 году (автор идеи и составитель Ольга Галыгина).

     У Татьяны Николаевой непростая личная судьба: яркая богемная жизнь с известным новокузнецким художником Виталием Кармановым, вторым был брак с фотохудожником и видеорежиссером Владимиром Соколаевым.

    В 2004 году тележурналистка Ольга Козлова создала на 10 канале (Новокузнецк) фильм о Татьяне Николаевой и ее творчестве из цикла «Непридуманная жизнь».

            Татьяна Николаевна Николаева живёт в Новокузнецке.

 О творчестве Т. Н. Николаевой

 Елена Величко, журналист. (Творчество женщин-птиц // Франт. 2004. 1 апреля)

 «И проза, и поэзия Татьяны Николаевой непросты для восприятия именно потому, что не оставляют читателю права на равнодушие. Язык, которым написана книга, безукоризнен, а потому немного «забыт». Он заставляет вспомнить о языке классиков - Бунина, Цветаевой (литературные ассоциации могут быть любыми, это дело глубоко личное). Печаль вызывает то, что в современной реальности такой язык востребован немногими. <…> вторая Татьянина книга: редкий по красоте, почти «вымерший» русский язык, бездонная глубина философской мысли и нешуточный, реальный накал чувств, как правило, становятся для читателей шоком. Помните, у Чехова, «как люди жили, как тонко чувствовали»? По-настоящему одарённый человек - как оголенный провод, и как будто бы напряжение 220 вольт, потому что душа, которая обязана трудиться, делает это по единственно возможному для неё максимуму. Другой альтернативы у творческого человека просто нет. <…> Стихи и проза о любви - еще один органичный способ выражения Татьяниной души. Её книги - источник той энергии, которой так недостает людям, привыкшим жить безопасными полумерами - по инерции и стандартам».

 Александр Ибрагимов, поэт (То ли ангел с вороньим крылом…//Клочок Обетованный /Т. Николаева)

 «Я впервые слышу стихи Татьяны в июле 1980-го, и в моем сознании проявляется образ струящейся влаги и нежно-омытых разноцветных камней. Она сама была похожа на Ангела, и глаза ее сияли неизбывно-небесной лазурью. Она еще по-настоящему не писала. Она только-только прикасалась-гладила окатыши слов и, отважно лизнув запыленную гальку, всматривалась в потаенно-проступивший, ещё влажный, смысл новознакомого слова... Так и ведут себя поэты, прогуливаясь по побережью орфографического словаря...<…> Не ищите в стихах Татьяны Николаевой драгоценных камней и кристаллов. Её поэзия не кристаллична. Ветер - Ливень и Пламя — её стихия! Её поэзия дышит огромными лёгкими Земли. Она встречает жизнь открыто-ранимой душой и лепечуще-ликующим словом. Она никогда не старалась быть поэтом, она просто присутствует среди нас как поэт — искренне и непоколебимо. В её стихотворном почерке крепость и сила. Ей подвластен распахнутый веер ритмов. Орнамент созвучий прост и точен. Опыт её воображения соответствует её способности стихосложения. Поэзия её цельна и полна чувства, она помогает вставать и поднимать голову. В поэзии Татьяны есть дерзновение любить людей и Бога. Она поэт. Она — Поэт».

 Алена Незванова, журналист (Большой поэт в большом городе// Кузнецкий пенсионер. 2014. 27 февраля) 

 «Сразу после разговора с Татьяной я от корки до корки прочитала её «Клочок обетованный», подаренный мне с автографом: «На память вам, Елена, о нашей беседе 21 февраля 2014 года», и новый сборник «Вместоимения». Пролистывая страницу за страницей, и я благодарила Бога за то, что мой путь пересекся с творчеством красивой и талантливой новокузнецкой поэтессы Татьяны Николаевой, которую Руслан Сидоров как-то назвал «большим поэтом в большом городе».

 Валерий Немиров, журналист («Я и завтра к тебе вернусь…» //Кузнецкий рабочий. 2011. 18 января)

 «В гоголевском «Дилижансе» слушали стихи Татьяны Николаевой (Кармановой): читала их сама с тяжким исповедальным предисловием к каждому. Впрочем, у неё исповедально всегда и всё - каждое слово, даже если посвящено человеку (Виталию Карманову: «Странно, что вижу всё твоими глазами...»), обращено - куда-то выше...  Потому и читать стихи Танины тяжко: их прикосновение к тебе требует, чтобы душа у тебя была изранена в кровь - адекватна стихам, иначе не «попадут» куда надо. А это трудно. Ленивые души боятся этого напряжения всех чувств, этого зрения во все глаза. Ох, как это тяжко. Так могли пророки, распятые на кресте жизни. А те, к кому они обращались, распинали их - так ведь проще жить». 

 Полина Романова, журналист (Исповедальное творчество // Российская газета. 2007. 4 декабря)

 «Поразительней всего, что это чувство прозрачной свежести и родниковой чистоты лирики рождается явно вопреки материалу. Опыт пережитых трагедий превращается Николаевой в путь для спасения души — именно страдание и покаяние ведут к её совершенству: «А мне лучом в земные дебри мчаться и вылетать в небесное окно. Окно уже открыто. Дует ветер любви неорбитальной, и ангелами будущие дети куда-то проплывают надо мной». Мотив душевного возрождения после глубоких и горьких утрат — один из самых сильных и постоянно звучащих в стихах Татьяны Николаевой, многие из которых есть по сути своей молитва. Как призналась сама автор, она «никогда не искала отдельных правд, а всегда стремилась к обретению истины». И судьба предоставила ей достаточно материала для таких поисков...»

 Анатолий Сазыкин, литературовед (Вещество существования //Вместоимения /Т. Николаева)

 «Стихотворения новой книги Татьяны не публицистичны, не злободневны, не «остры», как сегодня говорят. Это лирика, но - лирика, рождённая глубоким, искренним, пронизанным мыслью переживанием современной действительности - с заметным креном в нашу городскую, кузбасскую жизнь. Кроме отдельных редких штрихов здесь нет «адресности», зато выражена атмосфера нашего общего бытия: как внутренне живём и чем дышим. Опять же, не о растерзанной природе, смоге и грязной Абушке речь, хотя они и упоминаются. Главное содержание книги, если вспомнить Маяковского, - «о времени и о себе».

 Татьяна Тюрина, журналист (Вечер в «Дилижансе» // Кузнецкий рабочий.2007.27 октября)

 «Её сборник полон стихов больной, израненной души. («Теплая, уютная, гладкая лирика меня усыпляет», - говорит она). Полон строк, наполненных горечью и ранящих. «Пилят тополь с вороньим гнездом», - это как застрявший крик в горле. Это почти репортажное, точное описание злодеяния».

 Марина Черноскутова, поэт (Болью из зол// После 12. 2011. № 1)

 «Берусь утверждать, что «Клочок обетованный» - это поэма. Поэма, в которой эпическая и лирическая составляющие разделены: сюжет передаётся прозой, а эволюция души - чистой лирикой.  Эта поэма - единство и борьба прозы и лирики. Поэма - откровенность. Искренность, граничащая с безумством храбрых.  <…> И невольно задаёшься вопросом: а зачем? Зачем это всё? Это же какое доверие надо иметь к читателю, что бы так себя перед ним распластать? Это же изначально надо верить в его доброе начало. А именно с этой веры начинается лирический герой Николаевой. Восхождение к Богу... Перерождение к Богу... Рождение себя «болью из зол». <…> Примерно такое состояние и есть лирический герой Николаевой.  Поэма Татьяны Николаевой - это поиск Бога, рождение себя с Богом в душе «болью из зол», это борьба С грязью бытовухи за обетование души. Души чистой, простой и ясной, как детство. <…> Автор ведёт по этому извилистому пути, показывает пронзительные зигзаги рождения- восхождения. Жизнь трудна, насколько распорядится судьба, и прекрасна, насколько способна душа. <…> Лет с пятнадцати во мне колом стояла уверенность: я – Поэт. <…> Я писала, как многим не нравится, но ощущение, что я другой - но Поэт, было во мне неистребимо. До встречи с поэзией Татьяны Николаевой. Прочтя её стихи, я онемела... Не пишется. За что, наверное, спасибо. Искренне».

Публикации автора

Публикации об авторе